Культ «творческой личности» в современном обществе как проявление квазирелигиозного опыта

 

Наталия Дунай

ПОЧЕРК. Наталия Дунай. Культ творческой личности

Ряженые, Николай Винокуров / Фотобанк Лори

О великом значении творчества свидетельствует вся мировая история, глубину и возвышенность его пыталась постигнуть и русская мысль. Русская религиозная философия обращает свой взор на вопросы смысла и природы творчества, рассматривая его в социальном, антропологическом, нравственном и сотериологическом измерении. Истинное творчество есть путь к совершенству Творца. Николай Лосский отмечал, что если в основе мира нет осуществлённого совершенства, то и развитие мира никогда не приведёт к совершенству.

Само понятие творчества в современном мире, и в российской реальности в частности, интерпретируется весьма по-разному, и порой содержание этого феномена воспринимается как продукт чувственно-инстинктивных устремлений человека, как способ самовыражения личности без всякого целеполагания и ответственности за результат этого самовыражения.

Всякое тварное бытие несёт на себе печать творческого акта. Тварность как свойство предполагает наличие Творца. В первой беседе на «Шестоднев» Василия Великого раскрывается тема творения мира как такового. Смысл сотворения мира из ничего (что подчеркивает его уникальность и абсолютную неповторимость), как известно, заключался в достижении определённой гармонии в виде выхода Бога из одиночества, зова Божьей любви.

Человек явился венцом творческого порыва Бога. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт 1:27). Образ Божий не может быть утрачен человеком, так как является врождённым свойством его природы. «Возможность же трудиться над достижением совершенства в своем подражании Богу есть признак богоподобия, свидетельствующий о нашей свободе» (Николай Бердяев). В книге Бытия мы видим проявление творческого акта первочеловеком Адамом во время наречения имён животным:

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2:19).

И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым (Быт. 2:20).

Это наречение имён животным является свидетельством общения Бога и человека, определяет творчество как соучастие Богу. Следовательно, в своём истинном значение творчество является религиозным опытом. И попытки лишить творчество его духовного смысла приводят либо к разрушению самого творческого акта, либо к наполнению его псевдодуховным содержанием. В этом случае мы можем говорить о квазирелигиозном опыте и манипуляции понятием творчества.

ПОЧЕРК. Наталия Дунай. Культ творческой личности

© Ольга Ильина / Фотобанк Лори

Таким образом, перед нами встаёт вопрос о критериях истинности творчества.

И, в первую очередь, мы должны признать за истинный тот творческий акт, результатом которого является катарсис ― нравственное очищение, в определённой степени душевный переворот. В этом случае человек как творец является носителем духовности. К сожалению, этот первостепенно важный компонент творческого акта во многом игнорируется современным обществом, стремящимся более эпатировать, чем очищать, привлекать чувственное внимание без глубокого воздействия на человеческую душу. Так, творчество, лишённое духовного посыла, чаще всего имеет в своём основании такие страсти как гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд, безусловно удаляющие человека от Бога.  А, отделившись от Бога, такое «творчество» удаляет от нас возможность богоподобия. Таким образом, природа человека ― творческая природа. По словам Николая Бердяева, тварная природа была бы противоположна творческой природе, если бы не было в тварности образа и подобия Творца.  И, творя без «Бога в себе», иными словами, без того духовного катарсиса, который является неотъемлемым компонентом творческого акта, человек оказывается в плену своего собственного «творческого продукта». Н.В. Гоголь в повести «Портрет» замечательно показал зависимость такого рода плена: герой, использовавший свои творческие способности в угоду собственной страсти, становится жертвой результата своего творения.

В нынешнем веке общество задало определенную моду на понятие «творческая личность». Это понятие, по сути не имеющее ничего общего с творчеством как таковым, становится непременным атрибутом повседневности. В нашей стране это клише стало необходимым пунктом любого резюме, составляемого с целью поиска работы даже в таких, казалось бы, далеких от творчества сферах, как экономика, финансы и кредит и т. д. Эта же мода на «творческую личность» прочно заняла свою нишу и в частной жизни современного человека. Так, сегодня человек, никак не развивая своих талантов, начинает вести блог в интернете о своей обыденной жизни, в котором чаще всего происходит освещение тех самых бытовых её аспектов, как две капли воды похожих на моменты жизни остальных людей. Здесь будет уместным привести пример распространения такого феномена, как селфи, или самофотографирования. К примеру, ещё каких-нибудь 30-40 лет назад процесс создания фотографии был сопряжен с целым комплексом определенных «ритуалов» фотоискусства (зарядка фотоплёнки с ограниченным количеством кадров, выбор композиции, удачный ракурс, процесс доставания фотоплёнки в «тёмной комнате», проявка плёнки, фотопечать и т.д.). Учитывая дороговизну процесса, ограниченное число возможных кадров на плёнке, вопросу повторных снимков уделялось особо тщательное внимание. Очень редко, в случае сомнений в «удачности» кадра, снимок повторялся, но не более. Сегодня человек за один прожитый день может делать несколько сотен фотографий самого себя. Стремительное развитие технологий в XXI веке привело к уменьшению трудоёмкости в искусстве, приложению минимума усилий для водворения творческих замыслов и, следовательно, искажению (умалению) творческого начала в человеке.

ПОЧЕРК. Наталия Дунай. Сотворение мира

Сотворение мира, гравюра

Жажда самовыражения, обусловленная дарованной нам Господом свободой, но не находящая благодатной почвы для реализации в сотворчестве Богу, неизбежно вырождается в тот самый массовый культ «творческой личности», содержащий в себе идею искусства ради искусства, обречённый на бесконечное блуждание в беспорядочном хаосе образов и действий.

Зачастую представления современного человека о творчестве сужаются до рамок искусства. Однако, даже физический труд человека, например, пахота земли, может являть собою творческий акт. Человек, трудящийся на целине, придумывает такие способы культивации, при которых земля начнёт давать урожай. Альтруистические мотивы, забота о благе ближних, позволяют считать труд земледельца в большей степени актом творчества, нежели работы некоторых представителей современного искусства, руководствующихся такими мотивами в своей деятельности, как стремление приобрести известность, прославиться, либо преодолеть внутреннее ощущение тщетности существования посредством погружения в атмосферу уныния и постулирования абсурдности всего и вся.  Все эти мотивы постмодернистского творчества свидетельствуют об отдалении человека от Бога. Ибо творческая деятельность, основанная на страсти, усугубляет её как в самом человеке-творце, так и в других людях, внемлющих ему.

Таким образом, мерилом подлинности и искренности творческого акта является соизмеримость его с Божественной премудростью. По словам И. Ильина, каждый творческий человек «не создаёт, а лишь воссоздаёт Божию идею и радуется возможности помыслить Божий замысел».