Если есть картины Ольги Крутиковой ― значит, есть Душа

Елена Буланова-Шумская

Ольга Крутикова. ПОЧЕРК. Метель

В июле в г. Ломоносове состоялась выставка творческого дуэта: художницы Ольги Крутиковой и поэта Елены Сальниковой под названием «Успокой свое сердце».
Мечта Ольги стать художником осуществилась недавно (о том, как это случилось, мы рассказывали в одном  из выпусков). Хотя, по словам художницы, рисовать она начала «сразу, как родилась (ну, или почти сразу)». Преимущественно Ольга работает в стиле «графика» — неожиданный талант к технике открыл в ней на третьем курсе университета преподаватель рисунка.

Отношение сокурсников и преподавателей ко мне изменилось сразу, как они увидели мои первые зарисовки. Стали смотреть с особенным уважением. И я поняла: графика — мое предназначение. А ведь с детства любила цвет!

Но цвет будет позже. А пока…

Черная тушь, растекающаяся по пустому листу, и возникающие из-под пера неожиданные образы — истинное удовольствие и волшебство! 

Ольга Крутикова. Фантазии дерева. ПОЧЕРК.

«Фантазии дерева».

Монохромные описания природы кажутся безжизненными, порой даже инфернальными. Диковинный магический (не Мамврийский?) дуб, полнолуние, темные воды реки… Но такая ночь не пугает, не отталкивает ― манит, как Алису вычурное Зазеркалье. Ольга признается, что «любит жизнь со всеми ее чудесами».

И нужно стать одиноким и вчувствоваться нутром в мрачный, словно дождливый, молчаливый космос. Тогда нетрудно догадаться, что в этом отрицании света подразумевается противоположное начало: темнота содержит зачаток рассвета, ожидание утра. Тьма уже протестует против самой себя и призывает веру в существование красок и надежду на восход. Вечер Великой Субботы.

А еще Ольга обожает Санкт-Петербург — город в черно-белом исполнении занимает в творчестве художницы ключевое место.

Если вглядеться в картины, разбить их на элементы, то видны отдельные штришки, точки, палочки ― непонятно, как все могло соединиться, перекреститься, наложиться одно на другое таким образом, что получилось ― полотно, гармоничный мир из хаоса?

Многие городские пейзажи ― без храма, даже на задних планах не видно очертаний куполов. Но в них есть нечто подразумеваемое… И есть странная гармония в этих апофатических слепках с действительности. Неромантичный по сути, но колоритный и красивый в графике телеграфный столб с линией электропередач, мосток из четырех дощечек через канаву, завалившиеся жерди, дома, жмущиеся друг к другу ― все они являют дышащее сообщество, они ― вместе, они ждут. Не только «тварь» «совокупно стенает и мучается доныне», но и неживое (будто бы) творение человеческих рук, неживая материя в том же откровении тишины молчит и ожидает воскресенья. 

Ожидание. Ольга Крутикова. ПОЧЕРК.

«Мостки к дому».

В Псково-Печерском монастыре старец Адриан благословил Ольгу на написание икон.

И вот — первые лучи. Где-то единственное яркое пятно дорожного знака. А где-то ― полноцветная осенняя палитра. И следом она — сама Душа. Распахнула кружевные руки-крылья навстречу небу и не боится замерзнуть.

Каждую секунду своей новой жизни я провожу либо создавая новые произведения, либо думая о них!

Ольга Крутикова. Рождение. ПОЧЕРК.

«Рождение». 

Откуда, из какого воистину неиссякаемого источника рождаются и воплощаются столь разные, но одновременно близкие по характеру образы?

Разве это всего лишь механическое воспроизведение натуры? Вроде бы… дом, речка, над рекой мостик… Всё как будто привычное человеческому глазу. Реальность узнаваема, но в то же время будто иная. Реальность, почти лишенная материальности.

Картины Ольги — откровение иного рода. Нет златогривых львов, разверстых облаков, огненных колесниц. Это — откровение тишины. Но не той, что разделяет, делает людей чужими, врагами. Откровение тишины, роднящей незнакомцев. Тишины, что скептика побуждает обратиться мыслью к горнему. Тишины, в которой люди, говорящие прежде на разных языках, вдруг понимают друг друга, потому что оказались в пространстве, где растворяются и исчезают за ненадобностью слова. Пропадают слова, как и прочие атрибуты материального мира. Но тишина эта не погребальная — радостная тишина.

Апофеоз откровения — надмирные лики одуванчиков. Графика борется с иконописью, но образ не вызывает сомнения («…Троице единосущной…»). А три лодки у причала… быть может, ожидают трех странников, спешащих с радостной вестью к Аврааму?

И вот она ― благая весть: Мадонна с младенцем… Или автопортрет?

Я многое повидала, многое преодолела… Я не выбирала этот опыт. Но именно он дает мне силы жить, творить, вдохновляет меня и щедро наделяет фантазией! Я — благодарна… 

Ольга Крутикова. Космос любви. ПОЧЕРК.

«Космос любви».

Так случается, что человеку, наделенному творческим даром и пережившему тяжелую потерю, в один судьбоносный миг распахивается небо — непреодолимо, непрошено, неприметно и — грандиозно. И открывается подлинная сущность вещей, и всё становится на свои места, и ты поднимаешь, кто ты. О чем и как ты должен сказать собой, своим делом, своим мастерством. И Ольга говорит — откровением радостной тишины.

«Если есть «Троица» Рублева — значит, есть Бог» — известное изречение священника Павла Флоренского можно продолжить аналогией: если есть картины художницы Ольги Крутиковой — значит, есть — Душа.

 

Поэту Елене Сальниковой мы посвящаем отдельную страницу.